Узбекистан наращивает перевозки на Ближний Восток
За 2023 год, к примеру, Афганистан наторговал с Узбекистаном на $266 млн. Это на 505% больше, чем за 2022 год. За этот период Афганистан импортировал узбекистанскую продукцию на $239 млн.
Афганистан в основном вывозил из Узбекистана товары, связанные с энергетикой, сельским хозяйством и промышленностью. Основу импорта составляли электроэнергия, нефть, газ, химические удобрения, мука и бобовые. В это же время экспортировал в основном продукты пищевой промышленности и ремесленного производства. Большая часть экспорта приходилась на сухофрукты, фруктовые соки, абрикосы, кунжут и ковры. Общая стоимость экспорта в Узбекистан составила $27 млн.
Эксперты RTL Alliance замечают, что торгово-промышленная палата Афганистана также планирует через Узбекистан установить связи с Китаем.
Контейнерные перевозки РЖД отмечают рост
Перевозка контейнеров по сети РЖД увеличилась на 14% относительно уровня предыдущих двух лет и по итогам 2023 года превысила 7,4 млн TEU. В том числе, груженых контейнеров перевезено 5,4 млн TEU, рост год к году на 17%.
Положительная динамика отмечается по всем направлениям, кроме транзита, который остался на уровне 2022 года. Импорт вырос на 19%, экспорт – на 10%. Во внутреннем сообщении перевезено более 3 млн TEU, что на 18% больше, чем годом ранее.
Эксперты RTL Alliance уточняют, что БелЖД за 2023 год перевезла контейнеров на четверть больше, чем в 2022, причем рост экспортных грузов – на 60%.
Красное море становится все горячее
Кризис судоходства в Красном море продолжает обостряться. В январе почти половина судов была перенаправлена вокруг мыса Доброй Надежды. Это уже привело к увеличению контейнерных ставок более чем в три раза, а задержки и побочные эффекты могут затянуться даже на второй квартал года. Усилия альянса снизили напряженность, но не устранили угрозы судоходству полностью.
По оценке экспертов RTL Alliance, поскольку на уже этой неделе ставки поднимутся примерно до 5300-5500 долларов США за TEU, нарушение цепочек поставок окажет непропорционально сильное влияние на мелких грузоотправителей, которые не способны гибко реагировать на хаотичный характер торговли между Дальним Востоком и Европой.
Внутренние водные перевозки растут в ЕС
Ожидается сильный рост на европейском рынке внутренних водных перевозок в ближайшие годы. Из-за устойчивого роста спроса и геополитических сдвигов, консолидация рынка становится все более вероятной. Европейский рынок на котором огромные объемы товаров перемещаются по рекам Рейн, Сена и Дунай, а также через сеть других более мелких водных путей, оценивается в 10,2 миллиарда долларов. По оценкам, объем внутренних водных перевозок будет расти на 5% в год, опережая глобальные показатели других видов перевозок.
По оценкам экспертов, европейский рынок внутреннего судоходства составляет почти половину общего мирового рынка внутреннего судоходства. Азия является еще одним крупным рынком. Благодаря экологической политике ЕС, популярность внутреннего водного транспорта как устойчивого и “чистого” вида транспорта растет.