11-01-2023
Экспертный блог RTL #32

Экспертный блог RTL #32

Граница открыта. Почти

Комитет государственных доходов Минфина Казахстана сообщает, что с первой декады января 2023 года китайская сторона снимает ограничительные и карантинные меры на казахстанско-китайском участке границы.

Порядок прохождения границы будет полностью и единовременно возвращен в допандемийный формат за одним исключением. Водители и пассажирского транспорта, и грузовиков кроме виз обязаны иметь тесты ПЦР, а также их транспортные средства должны соответствовать международным стандартам, в том числе экологическим.

Это, последнее требование, вызвало бурное обсуждение у перевозчиков, которые и без того изрядно потратились во время пандемии, переоснащая технику в соответствии с жесткими требованиями китайской стороны, а теперь вынуждены пройти этот круг заново.

Европа ищет альтернативы китайскому “Поясу и пути”

Мегапроект Китая “Пояс и путь”, который называют новым Шелковым путем, устанавливает прямую связь Азии и западной Европы. Китайское правительство, которое несет большую часть расходов на организацию коридора и на его продвижение, убеждает евразийские и европейские страны в том, что проект принесет им лишь пользу.

Европейские политики и бизнесмены реагируют на инициативу достаточно осторожно, ожидая продолжения и реальных результатов. Кроме того, у них нет консенсуса в отношении национальной поддержки проекта государствами, где проляжет новый “Шелковый Путь” ...

В результате в ЕС родился замысел собственной транспортной инфраструктурой инициативы, которую назвали Глобальный шлюз. По идее этот проект должен стать либо альтернативой китайскому, или дополнить его. Global Gateway будет стоить 300 миллиардов евро, которые могут быть освоены к 2027 году. Проект поддержали США и Великобритания.

Китай при этом обвиняют в “политике долговой ловушки” и отсутствие прозрачности финансирования и отчетности по трафику. Стоит, при этом, “Пояс и путь” примерно триллион долларов и деньги, в отличие от европейского на китайский уже найдены. Впрочем, сложная ситуация в Европе и ковидные ограничения в Китае затормозили обе инициативы.

Аналитики RTL Alliance замечают, что проекты подобные тем, что развивает Китай и предлагает Европа могут в равной степени конкурировать и дополнять другу друга. Можно предположить, что в обоих случаях на собственно грузоперевозки это скажется наилучшим образом, упростив администрирование и снизив итоговую стоимость контрактов.

Шанхайский порт вновь лидирует

Шанхайский порт с оборотом 47,3 млн контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте /TEU/ стал в 2022 году самым загруженным контейнерным портом в мире 13-й год подряд.  И это несмотря на пандемию и сложности в отрасли. Об этом свидетельствуют обнародованные данные портового оператора.

По заявлению официальных лиц Шанхайского международного судоходного центра это стало возможно благодаря беспрецедентной интенсификации всех процессов, предпринятых сразу после отмены ковидных ограничений в Китае и других странах. Скажем, во втором квартале 2022 года контейнерный оборот порта в месяц достигал 4,3 млн TEU груза, что также является рекордным показателем.

ЕВРО 7 несмотря ни на что

Европейская комиссия продолжает настаивать на введение экологических норм EURO 7, как и планировалось в 2027, не обращая внимание на экономический спад и противодействие производителей электромобилей и грузовиков.

Официальный представитель комиссии подчеркнул в своем недавнем заявлении, что экологические стандарты, предложенные для Euro 7, должны и могут быть достигнуты с помощью уже внедренных технологий и актуального оборудовании, а мяч, мол, на стороне автопроизводителей, которые: “Должны сосредоточиться в первую очередь на выпуске грузовиков и автобусов с нулевым выбросом CO2, а не искать поводы затянуть процесс".

Чиновники Еврокомиссии уверяют, что Euro 7 является важнейшим вкладом в формировании климатических целей Евросоюза, которые невозможно достичь только с грузовиками, соответствующими нормам Euro 6. При переходе на новые стандарты, выбросы к 2035 году будут на 56% ниже, чем если бы продолжали движение только грузовики стандарта Euro 6. Кроме того, Euro 7 впервые предусматривает предельные значения износа шин и тормозных колодок.

Эксперты RTL Alliance подчеркивают, что новые нормы будут введены для новых автомобилей и не распространяются на уже существующий флот, хотя, ограничение на въезд в Европу совсем уж старых грузовиков наверняка станут жестче.