29-09-2022
Экспертный блог RTL #18

Экспертный блог RTL #18

Рост контейнерного флота

Текущий портфель заказов на строительство нового специализированного ячеистого флота насчитывает 916 судов совокупной вместимостью 7,1 млн TEU и составляет более 28% работающего на сегодняшний день флота. С начала года портфель заказов увеличился почти на 200 судов и 1,3 млн TEU вместимости. 

По объемам заказанной вместимости с большим отрывом лидирует MSC. Портфель заказов компании составляет более 1,5 млн TEU и на нее приходится около четверти от общего объема заказов 30 основных линий. Далее в рейтинге идут CMA CGM, COSCO и Evergreen, каждый с портфелем заказов более полумиллиона TEU.

«Встречный ветер» в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Контейнерные перевозки сталкиваются с сильным «встречным ветром» на фоне все более пессимистичных экономических перспектив из-за резкого замедления темпов роста экономики западных стран, поскольку инфляционное давление и более высокие цены на энергоносители непосредственно отражаются на показателях. Рост контейнерных перевозок в регионе снизился в большинстве основных областей, в то время как ставки на контейнерные перевозки резко упали. 

Отношение мировых производственных заказов к запасам в августе еще больше снизилось, в то время как производственные заказы также немного снизились. Продолжающееся ухудшение экономической ситуации продолжит оказывать значительное давление на рынки контейнерных перевозок в ближайшей перспективе. 

Что тормозит опасные грузы на Дальнем Востоке?

В настоящее время фиксируются задержки при перевозке опасных грузов через Дальний Восток, которые существенно увеличивают сроки доставки. Скорость обработки контейнеров с такими грузами в портах Дальнего Востока последовательно растет с мая 2022 года.  

Сложившаяся сложная ситуация связана с несколькими факторами: увеличение потока опасных грузов через Дальний Восток в связи с обвальным падением количества судозаходов в западные порты РФ и резким ужесточением контроля соблюдения правил погрузки на железнодорожный транспорт. Кроме того, влияние оказывают дисбаланс импорта/экспорта и задержки подачи подвижного состава под погрузку в порты Дальнего Востока.

"С целью доставки опасных грузов без критических задержек с минимальными издержками необходимо предварительно выбрать несколько оптимальных маршрутов с четким планом на каждом этапе транспортировки, при этом максимально избирательно подойти к выбору транспортно-экспедиционной компании, которая должна обладать достаточным опытом работы в таких грузоперевозках и иметь гибкость для оперативной корректировки плана доставки," — отмечают эксперты департамента аналитики RTL Alliance. 

Отмена рейсов для баланса спроса и предложения

Перевозчики обращаются к «тактической» отмене рейсов, чтобы привести предложение мощностей в соответствие с падающим спросом.

На Транстихоокеанском коридоре на несколько недель, начиная с первой недели октября, на которую в этом году приходится фестиваль «Золотая неделя» в Китае, запланирована отмена рейсов, которая сократит предложение перевозчиков на 22-28% от заявленной. Это значительно превышает предыдущий пик массовой отмены рейсов в этот период сезонного снижения спроса в связи массовыми празднествами и отпусками в Китае в 2019 году. Тогда перевозчики сократили заявленную вместимость в эти недели на 15-17%. Среднее же сокращение за пять лет с 2014 года по 2018 год составило 9-11%.

По мнению экспертов RTL Alliance, такая практика сокращения мощностей способствует нормализации рынка, поддержанию уровня фрахтовых ставок и уменьшению давления на перевозчиков со стороны грузовладельцев, которые требуют пересматривать условия долгосрочных контрактов.